Система охлаждения АА и ее баги
На большинстве старых АА с продольным
расположением мотора принудительное
охлаждение радиатора происходит за
счет пропеллера, приводимого ремнем от
двигателя. Точнее сказать, пропеллер
закреплен на штоке водяной помпы. И как
правило не напрямую, а через т.н.
вискомуфту - нехитрое устройство,
которое воспринимает нагрев от помпы и
способно либо жестко зафиксировать
пропеллер на его валу (при перегреве),
либо частично отпустить и дать ему
вращаться медленнее, чем шток.
Такая конструкция имеет важный плюс: она очень простая, надежная и дешевая. Производительность пропеллера (и всей системы охлаждения) рассчитана таким образом, чтобы его с запасом хватало для всех условий. Причем условия эти не российские, когда лето является незначительным недоразумением на фоне вечной зимы. Это американские условия, включая Техас и Калифорнию с ее +40 в тени... Т.е. АА в России вскипеть не может даже теоретически. Но практически с АА в России может происходить все что угодно. Особенно когда этому АА 20 лет, и систему охлаждения никто никогда не чистил. Радиатор со временем теряет свои свойства, забивается мусором снаружи и отложениями изнутри. Так же много лишнего собирается в каналах двигателя. Помпа умирает с годами, глючит термостат... Система охлаждения АА (как и все прочие системы) тестируется для неких "нормальных" условий. Примерно как расход топлива - он замеряется на ровной (идеально ровной, с нашей точки зрения) трассе на скорости 40 миль/ч на OD. Вы часто ездите по идеально ровным шоссе со скоростью 40 миль/ч?.. Вот поэтому ваш АА жрет явно больше заявленного производителем. И поэтому он вполне может проявить признаки перегрева даже при в целом исправной системе охлаждения. Особенно если включен на полную мощь кондиционер, пробка уже полчаса никуда не едет, дорога на подъем и за бортом фантастичные для России +30... Тем более это реально, если у вас внедорожник, отчаянно буксующий в грязи или штурмующий крутые склоны. Особенно если этот внедорожник имеет боди-лифт, при котором радиатор уходит вверх от пропеллера на 2-3" и эффективность охлаждения еще сильней падает... Некоторые АА имеют дополнительный электрический вентилятор снаружи. Он слабосильный, его задача - охлаждать радиатор кондиционера (который стоит спереди основного). Если авто греется в пробке, этот вентилятор не поможет. Главная проблема "механического" охлаждения - оно привязано к оборотам мотора. На жаре в пробке (где требуется наибольшая помощь) он крутится слабо. Зато отлично крутится, когда авто едет по трассе и радиатор охлаждается набегающим потоком... Система охлаждения АА намного эффективнее, чем то, что вы видите на жыгулях, стоящих возле дороги с кипящим мотором. Вскипятить АА достаточно сложно. Однако в жаркую погоду надо поглядывать на стрелку температуры. Если вы видите, что она держится явно правее, чем обычно (пусть и не достигает красной зоны) - это плохо, надо разбираться. Для начала - продуть и промыть радиаторы керхером на мойке. Заменить термостат (даже профилактически, стоит он копейки и умирает непредсказуемо). Заменить антифриз, если давно не меняли (а вообще меняли хоть когда-то?), заодно промыть систему охлаждения. Исходите из посылки, что исправный АА не должен перегреваться. Хотя бы потому, что сделан для куда более жаркого климата. Отдельный вопрос - пресловутая вискомуфта пропеллера. На разных АА она работает по разному. Иногда она вообще не должна фиксировать пропеллер на холодном моторе. На других АА - фиксирует частично, так что пропеллер можно провернуть рукой с усилием. Оттестировать ее достаточно сложно. Если есть подозрения в ее исправности - замените. Это дешевле, чем менять перегретый мотор... Чугунные моторы старых АА очень живучи. Но перегрева они не переносят совсем... Радикальным способом решения проблем с охлаждением является установка электрических пропеллеров. Подробнее ЗДЕСЬ.
|
Mmnt