Полный привод на старых АА
Поскольку немалая часть старых АА -
внедорожники, эти машины имеют полный
привод (ПП). На абсолютном большинстве
АА он реализован по схеме Part-Time - т.е.
автомобиль не имеет дифференциала в
раздатке, передний мост подключается
жестко с распределением момента 50/50
вперед и назад. В повороте передний
мост проходит более длинный путь, чем
задний. Но поскольку "количество
движения" назад и вперед раздается
одинаковое, лишнее должно быть
сброшено - что происходит за счет
проскальзывания колеса на дороге Если
дорога сухая и колесо проскользнуть не
может, "лишний момент" приводит к
повреждению раздатки и карданов. Это
означает, что использоваться такой
привод может только на скользких
поверхностях - за пределами дорог с
покрытием, а на дорогах - в снегопад и
гололед. А в остальное время автомобиль
является заднеприводным (ЗП).
Неофиты, купившие авто с Part-Time, склонны возмущаться неудобством такой схемы и даже проклинать создателей оного. Особенно если схема дополнена ручными хабами - ступичными замыкателями полуосей переднего моста. На таких авто перед включением ПП надо еще выйти из теплой машины и вручную повернуть хабы на обоих передних колесах. Конечно, в России зимой в городе это неудобно. Однако следует понимать - откуда взялась такая схема и почему. И вообще - покупать авто, имея представление - как оно едет и в каких режимах может... В Штатах намного теплее, чем у нас. И дороги там тоже существенно лучше. Поэтому водители как правило не имеют потребности ездить на ПП по дорогам. Во всяком случае, так полагали в ту пору, когда делали старые АА. ЗП - наилучшая схема для автомобиля, особенно тяжелого и крупного (АА - это почти всегда именно крупные и тяжелые авто). При ней передние колеса отвечают только за руление, а задние - за движение. Эта схема позволяет иметь большой мотор с продольным расположением и правильную развесовку по осям. Доступ к агрегатам и узлам и общая ремонтопригодность так же отличная. Минус только один - за пределами твердой дороги или в сильный снегопад машина на ЗП делается беспомощной. Чтобы устранить эту проблему, некоторые авто снабдили ПП. Наличие ПП на АА вовсе не означает, что перед вами ВНЕдорожник, т.е. нечто пригодное к битве со стихией сразу по выходу с конвейера. ПП встречается на вполне мирных пикапах и на семейных универсалах, вроде Форд Эксплорер. Это просто способ сделать авто менее зависимым от хорошей дороги. Причем параллельно всегда есть версии 4х2, которые может выбрать тот, кому ПП без нужды. Дабы сделать ПП версию дешевле и сохранить дорожные свойства авто, Part-Time подходит очень хорошо. Его раздатка проста как грабли, ломаться там особенно нечему. А детали переднего привода не тратят ресурс при езде на ЗП и вообще на него не влияют. Помимо Part-Time, встречались и схемы с постоянным 4х4 (или возможностью оного). Типичный пример - Джип Чироки. На создателей этого авто повлиял успех экспортной советской Нивы, которая быстро стала популярной в Европе. Французы не сумели запустить свою Ниву и продали разработки на Jeep. Поэтому Чироки - не совсем американская машина... Передний привод (ПерП) на старых АА практически не встречается. Эта схема имеет массу недостатков, главный из которых - поперечное расположение мотора. Крупный американский V8 так поставить затруднительно, хотя Кадиллак справился, за ним и другие. ПерП очень удобен производителям, поскольку позволяет собирать силовую установку с трансмиссией в сборе и разом монтировать на готовый кузов. На тяжелых авто ПерП мало применяется даже сейчас, хотя технологии ШРУС продвинулись очень сильно. Авто на ПерП имеют лучшую проходимость чем ЗП. Для легковых авто малого веса это стало основным решением. Выиграв в цене сборки и проходимости, такие авто проиграли в ремонтопригодности, живучести и надежности (что собственно и требовалось производителям...). Хотя это мейнстрим современного автопрома, но это не означает, что ЗП архаичен и не нужен. ЗП имеет одно неочевидное преимущество перед ПерП и постоянным ПП. Несомненно, что машина на ЗП менее устойчива на скользкой дороге. Однако ЗП играет здесь важную роль ограничителя скорости. Только совсем безмозглый водитель начнет играть в пятнашки на льду, если у него ЗП. Авто сразу даст понять, что скорость чрезмерна, а маневры опасны. Возникший занос на ЗП легко скорректировать простым сбросом газа, машина в целом предсказуема, иллюзий нет. Занос на ПерП выправить намного труднее. Да и уходит в занос авто на куда более высокой скорости, когда времени на поправки обычно нет. Еще опаснее постоянный ПП. Удержать на дороге кроссовер, водитель которого слишком расслабился, практически нельзя. На современных авто помогает электроника, совершая быстрые перебросы момента и подтормаживая колеса. Но в те годы, когда делали старые АА, электроника ограничивалась разве что АБС. Однако "защита от дурака" в виде ЗП работает довольно успешно... Надо просто выбирать авто, думая головой. Старые АА редко пользуют для езды каждый день в любую погоду. Поэтому и сравнивать их с новыми кроссоверами нет смысла. Если там есть ПП, его надо использовать по назначению. Если нет - ездить зимой на ЗП примерно так, как ездят грузовики: неспешно, рассудительно и туповато. Придет весна, дороги просохнут, и вы свое возьмете...-)
|
Mmnt