Свет фар автомобиля
Всякий авто оборудован фарами и
другими световыми приборами.
Поворотники и габариты даны ему для
обозначения маневров и маркировки авто
в темное время суток. Фары головного
света - то, чем авто освещает дорогу.
Штатный ближний свет - основной свет, с
которым автомобиль может ездить по
ночам и включать днем для привлечения
внимания к факту своего движения.
Ближний свет имеет границу пучка
сверху, которая препятствует
ослеплению встречных авто. Помимо
ближнего, автомобиль имеет штатный
дальний свет - он светит сильнее и дальше,
но на дороге его можно использовать,
только если встречных авто нет. Эти
типы освещения могут быть реализованы
в одной фаре (путем использования 2
спиралей на одной лампочке,
переключение между которыми меняет
форму луча). Либо за дальний и ближний
отвечают разные фары с разным
светораспределением.
Помимо основного света, на автомобиле могут быть доп.фары. На современных авто почти всегда штатно присутствуют небольшие фары "противотуманного света" или ПТФ. Расположены они как можно ниже. Светят они характерной широкой полосой прямо под нос автомобиля. Их основная задача - помогать в условиях тумана и плохой видимости вообще, поскольку туман всегда находится на небольшом расстоянии от земли. Основные фары упираются в его толщу и малоэффективны. А ПТФ светят "под туман" и видимость лучше. В дождливую погоду они дополняют основной свет, делая дорогу "объемнее". В хорошую погоду ПТФ имеют функцию выравнивания освещения в поле зрения водителя. Фары головного ближнего света реализованы по 3 основным схемам: 1. Рельефное стекло. В таких фарах за формирование пучка отвечает преимущественно внешнее стекло фары, для чего туда нанесены характерные насечки сложной геометрии. Рефлектор фары только собирает пучок. "Лишний" свет так же отсекает спец.шторка, прикрывающая лампочку, и форма самой лампочки. Это дешевая и надежная схема, по которой еще недавно было реализовано 100% всех штатных фар. Но она имеет важные ограничения по силе света ламп и работает корректно, только если лампочки штатные (или близкие к ним по параметрам). 2. Формирующий отражатель (эту схему на Hella называют термином FF). Здесь наружнее стекло - прозрачное. Пучок формирует рефлектор, имеющий сложную форму. На современных авто отражатель ближнего включен в блок-фару с отдельным отражателем для дальнего и с габаритами-поворотниками, прикрытую общим стеклом. Хотя иногда используют единый рефлектор под ближний/дальний. В любом случае, схема налагает жесткое ограничение на яркость лампы. На более старые авто предлагаются тунинховые "прозрачные" фары, сделанные по схожей схеме. Если штатные фары FF светят обычно корректно, тунинховые светят очень по-разному, даже со штатными лампочками иногда чудовищно криво. 3. Линзованный свет. В таких фарах пучок формирует спец.линза. Ограничивает пучок шторка на линзе. Конструкция посажена глубоко внутрь блок-фары. Точность такой схемы существенно выше, чем если пучок формирует стекло. Но она очень чувствительна к смещению источника света. И работает корректно только со штатной лампочкой. Дальний свет используется на большинстве авто очень редко, поскольку на дороге - при наличии встречных авто - включать его нельзя. Устроена его фара несложно, ее задача - направить свет лампы вперед по очень широкому туннелю. Если ближний и дальний совмещены в едином рефлекторе, все усилия конструкторов направлены на создание корректного ближнего, а дальний действует по "остаточному" принципу и направляется куда попало... Отдельная дальняя фара легко опознается по невыраженному рисунку стекла, либо неприкрытой лампе в рефлекторе.
Надо упомянуть еще свет заднего хода. Для него даже не делают собственно фар, он реализован как небольшой габарит белого цвета с сильной лампочкой. Задача его - светить максимально рассеянно, чтобы помочь при парковке и обозначить факт движения авто назад. Следует понимать, что осветительные приборы создают на заводе по тем же принципам, что и весь автомобиль. Поэтому вносить улучшения в его конструкцию следует осторожно - дабы не сделать хуже, чем было. Если двигатель сделан в расчете на АИ80, нет смысла заливать туда АИ95 - лучше он не поедет. Так же нелепо ставить нештатные лампочки внутрь оптической конструкции, сделанной под определенную штатную яркость. Но если в случае с мотором результат будет нагляден, а прогоревшие клапана - очевидны владельцу, наколхоженный свет создаст проблему не только ему, но и тысячам людей, кто встретит его машину на дороге.
|
Mmnt